Мазаікі сабора св. Аляксандра Неўскага ў Варшаве

Протадыякан Андрэй Гарбуноў "МАЗАІКІ САБОРА  СВ. АЛЯКСАНДРА НЕЎСКАГА  Ў ВАРШАВЕ". Каложа, 07.02.2017Протадыякан Андрэй Гарбуноў "МАЗАІКІ САБОРА СВ. АЛЯКСАНДРА НЕЎСКАГА Ў ВАРШАВЕ". Каложа, 07.02.2017Прапануем вашай увазе даклад протадыякана Андрэя Гарбунова пра гісторыю сабора святога Аляксандра Неўскага ў Варшаве, які быў зроблены на сустрэчы ў Свята-Барыса-Глебскім прыходзе 7 лютага 2017 года з нагоды з'яўлення ў Каложы фрагмента мазаічнай кампазіцыі са зруйнаванага храма.

"МАЗАІКІ САБОРА  СВ. АЛЯКСАНДРА НЕЎСКАГА  Ў ВАРШАВЕ"

Протадыякан Андрэй Гарбуноў

Каложа, 07.02.2017

Мысль о необходимости сроительства православного кафедрального собора в Варшаве высказал герой сражений на Балканах генерал-адьютант Иосиф Владимирович Гурко, Иосиф Владимирович Гурко. Генерал-губернатор Варшавы (7.07.1893-6.12.1894) Иосиф Владимирович Гурко. Генерал-губернатор Варшавы (7.07.1893-6.12.1894) вступивший 7 июля 1893 года в должность Варшавского генерал-губернатора и командующего войсками Варшавского военного округа.  Предложение о возведении вместительного храма было изложено им в специальной записке на Высочайшее имя и получило одобрение у Императора Александра III. По словам И.В. Гурко, все тогдашние варшавские православные храмы могли вместить лишь около одной десятой православных жителей города, которых тогда в Варшаве было 43 тысячи, что особенно бросилось в глаза новому генерал-губернатору.

28 августа 1893 г. был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый И.В. Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект. На конкурс были представлены эскизы пяти академиков архитектуры. Накануне Высочайшего рассмотрения представленных эскизов, 6 января 1894 года И.В. Гурко письменно обратился к президенту Академии художеств Великому князю Владимиру Александровичу с такими словами:

«По мысли моей и действительной потребности новый храм этот, по своим размерам и величественному виду, должен служить не только удовлетворению религиозно-духовных потребностей многочисленного русского населения в Варшаве … но и представить собою видимый величественный и вековечный памятник бесповоротного упрочения в католической Польше русской государственной власти и главенствующей в государстве русской православной веры».

Далее он отмечает:

«В отношении изящества, цельности впечатления и величия концепции, заслуживает особенного внимания проект академика-художника Бенуа»

Леонтий Николаевич Бенуа. Профессор академии художеств Архитектор Высочайшего ДвораЛеонтий Николаевич Бенуа. Профессор академии художеств Архитектор Высочайшего Двора13 января 1894 г. Александром III был признан лучшим и утвержден проект профессора академии художеств, архитектора Высочайшего Двора Леонтия Николаевича Бенуа.Эскиз собора святого благоверного князя Александра Невского в Варшаве работы Л.Н. БенуаЭскиз собора святого благоверного князя Александра Невского в Варшаве работы Л.Н. Бенуа

Ему, как архитектору, было поручено подобрать место для нового собора, и академик остановил свой выбор на Саксонской площади. Это возвышенное место на левом берегу Вислы, самый центр Варшавы.

 2 июня 1894 г. архиепископ Холмский и Варшавский Флавиан (Городецкий),
бывший в последствии митрополитом Киевским и Галицким освятил место под строительство собора. Он же, 30 августа 1894 года, в праздник св. Александра Невского и именины государя, возглавил торжество закладки храма, которое происходило в присутствии генерал-губернатора Иосифа Гурко, при большом количестве духовенства и мирян.ФЛАВИАН (Городецкий) Архиепископ Холмский и Варшавский 14.12.1891 – 21.02.1898ФЛАВИАН (Городецкий) Архиепископ Холмский и Варшавский 14.12.1891 – 21.02.1898 Непосредственное участие в закладке варшавского собора принял протоиерей Иоанн Сергиев (святой праведный Иоанн Кронштадский). Он собственноручно заложил в основание храма капсулу с посланием императора всероссийского Александра III с обращением к потомкам. На строительство Александро-Невского храма в Варшаве отец Иоанн пожертвовал из личных средств в общей сложности 13500 рублей, что составляло около10 кг золота. По нынешним расценкам это около 400000 долларов США. Святой не оставлял попечения о строительстве собора до своей блаженной кончины. Он настоял на том, чтобы на храм были установлены четырехконечные кресты, чтобы меньше смущать патриотические чувства варшавян-католиков. Он также предсказывал разрушение храма после прекращения российского господства в польской земле.

На фотографии, на которой запечатлен чин закладки собора виден огромный монумент посреди площади. Это «Памятник семи генералам» (если быть точным, то шести генералам: Маврицию Гауке, Станиславу Потоцкому, Йозефу Новицкому, Игнатию Блюмеру, Станиславу Трембицкому и Томашу Яну Семянтковскому, а также полковнику Филиппу Мецишевскому), которые были буквально растерзаны толпой в дни польского восстания 1830 года за отказ нарушить присягу, данную ими императору всероссийскому и королю польскому Николаю I, и перейти на сторону повстанцев. Памятник был открыт в 1841 году на Саксонской площади в годовщину начала восстания по повелению императора Николая I, который распорядился сделать на памятнике следующую надпись: «Полякам, погибшим в 1830 году за верность своему Монарху».Торжества по случаю закладки собора, 30 августа 1894 годаТоржества по случаю закладки собора, 30 августа 1894 года

После закладки Александро-невского собора Памятник семи генералам был перенесен на Зеленую площадь (ныне пл. Домбровского) в пятистах метрах от своего первоначального места. В 1917 году памятник был разрушен, как символ предательства
В конце лета 1897 г. Варшаву посетил император Николай II. Причиной визита было желание государя смягчить ту вражду, которая господствовала в русско-польских отношениях после восстаний 1830 и 1863 годов. Незадолго до поездки в Варшаву императором был отменен в Западном крае особый налог с землевладельцев польского происхождения, введенный после восстания 1863 г. Был разрешен сбор на постановку памятника Адаму Мицкевичу в Варшаве. Варшавским генерал-губернатором, на место занемогшего графа Шувалова, был назначен мягкий и обходительный кн. Александр Имеретинский. Было отменено обязательное посещение богослужений для учащихся инославных исповеданий.20 августа 1897 года. Встреча императора Николая II на Саксонской площади20 августа 1897 года. Встреча императора Николая II на Саксонской площади

 Императорская чета прибыла в Варшаву 19 августа. На следующий день император с семьей посетили место строительства храма, о чем царь сухо упоминает в своем дневнике:

«20-го августа. Среда. Утро было серое, но теплое. В 10 час. нас уже повезли в православный собор, а оттуда на Саксонскую площадь, где осмотрели вновь строящийся огромный собор».

Несмотря на торжественный и вполне дружелюбный прием августейшей четы и свиты в Варшаве, визит не имел никакого успеха. Император желал мирного пребывания поляков в Российской империи, поляки желали, как минимум, независимости от России, а как максимум – восстановления Речи Посполитой в границах до первого раздела в 1772 году.

Общий вид Саксонской площади Общий вид Саксонской площади Собор строили в течение 6 лет. Это был один из самых грандиозных православных храмов в мире. Высота колокольни составляла 70 метров, что являлось самой высокой точкой Варшавы. 9 ноября 1900 года на главный купол собора был торжественно водружен четырехконечный крест (по настоянию святого праведного Иоанна Кронштадского). К этому времени возник вопрос о благоукрашении храма.

ПОКРОВСКИЙ Николай Васильевич  Директор Императорского  Санкт-Петербургского археологического институтаПОКРОВСКИЙ Николай Васильевич Директор Императорского Санкт-Петербургского археологического института«Была организована специальная Художественная комиссия, призванная разработать и осуществить проект убранства Александро-Невского собора. Проект, предложенный крупнейшим русским специалистом в области церковной археологии и истории христианского искусства профессором Николаем Васильевичем Покровским, был принят комиссией в начале лета 1900 г. и позднее утвержден епархиальными и губернскими властями».

На протяжении еще 12-ти лет коллективом лучших русских художников под руководством профессора Николая Покровского производились работы по отделке и убранству храма. Рассуждая о порядке размещения живописи в новом соборе, профессор Покровский писал:

«Стенные росписи православного храма должны представлять собою не простой подбор изображений, вызываемый случайными соображениями, но определенную систему, основанную на началах, установленных древним преданием и практикою церкви».

Учитывая, что храм строился в стране, население которой в основном не православное, а католическое, проект убранства ставил задачу сделать зримыми православное вероучение, историю Вселенской Церкви и Русской Православной Церкви. Всеми художественными работами заведовал Виктор Михайлович Васнецов. Наблюдателем за исполнением росписи был назначен заведующий мозаичным отделением Императорской Академии художеств профессор Павел Петрович Чистяков. Под их началом трудились художники: Василий Васильевич Беляев, Николай Николаевич Харламов, Фома Родионович Райлян, Михаил Степанович Судковский, Николай Павлович Шаховской, Андрей Петрович Рябушкин, Михаил Архипович Титов, Василий Тимофеевич Перминов, Валериан Иосифович Отмар, Виктор Иванович Думитрашко, Василий Павлович Гурьянов, Николай Александрович Бруни, Николай Андреевич Кошелев, Илья Иванович Самарский и др.

Медные иконостасы, и вся утварь (евангелия, кресты, чаши, хоругви, подсвечники, паникадила, престолы и пр.) были исполнены по рисункам автора проекта собора, профессора Л.Н. Бенуа. На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. Императором Николаем II были пожертвованы яшмовые колонны, украсившие внутренние входы.

В Москве, на колокольно-литейном заводе Павла Михайловича Финляндского, для собора было отлито 14 колоколов общей массой 2500 пудов. Самый большой из них был пятым по величине в России и весил 1600 пудов (около 25 тонн).

Мозаики по эскизам Н.А.Бруни в западных порталах собораМозаики по эскизам Н.А.Бруни в западных порталах собораОсобым украшением нового православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде.

Доподлинно известно, что мозаики украшали все пять входов в собор. Н.А. Бруни изготовил эскизы для трех западных порталов. В центре находилась композиция «Господь Вседержитель на троне с ангельскими чинами». Слева от нее, в северо-западном портале, было помещено панно «Богоматерь с ангельскими чинами». Справа, в югозападном портале – «Собор Архистратига Михаила».

Северный и южный порталы были украшены мозаиками по эскизам Н.А. Кошелева: «Деисис больший с предстоящими» Северный портал собора с мозаикой по эскизу  Н. А. КошелеваСеверный портал собора с мозаикой по эскизу Н. А. Кошелева и «Слава св. Благоверного великого князя Александра Невского», или «Спаситель с донатором», соответственно.Южный портал собора с мозаикой по эскизу  Н. А. КошелеваЮжный портал собора с мозаикой по эскизу Н. А. Кошелева
Внутри храма на колоннах, которые располагались ближе к алтарю, были помещены мозаики по эскизам В.И. Думитрашко «Свт. Алексий Московский» Мозаика «Святитель Алексий Московский» по эскизу  В.И. ДумитрашкоМозаика «Святитель Алексий Московский» по эскизу В.И. Думитрашко и «Преп. Иосиф Волоцкий»Мозаика «Преп.Иосиф Волоцкий» по эскизу  В.И. ДумитрашкоМозаика «Преп.Иосиф Волоцкий» по эскизу В.И. Думитрашко, которые являлись «даром почитателей деятельности генерал-адьютанта Гурко на посту Варшавского генерал-губернатора».

На колоннах, ближе ко входу, располагались мозаики «Мария Египетская» и «Георгий Победоносец», безвозмездно исполненные академиком живописи Н.Н. Харламовым.

Главный алтарь варшавского собора украшенный мозаиками по эскизу В.М. ВаснецоваГлавный алтарь варшавского собора украшенный мозаиками по эскизу В.М. ВаснецоваАпсиду главного алтаря украшали три композиции по эскизам В.М. Васнецова. В центре – «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», внизу – «Раздаяние Иисусом Христом Евхаристии Апостолам», в самом верху «Сам Господь Троичный в Лицах», ее часто называют «Отечествие».
В Третьяковской галерее хранится первоначальный рисунок Рисунок для эскиза мозаичной композиции «О Тебе радуется…»  с автографом В.ВаснецоваРисунок для эскиза мозаичной композиции «О Тебе радуется…» с автографом В.Васнецова для эскиза мозаичной композиции «О Тебе радуется…», написанный 23 июня 1906 года в селе Рябово акварелью и гуашью с применением золота. Его размер составляет 567х786 мм, что соответствует размеру ватмана формата А1.

В петербургском Русском музее хранится эскиз мозаичной композиции «Отечествие», написанный в 1907 году.Оригинал эскиза для мозаики «Отечествие»Оригинал эскиза для мозаики «Отечествие»
Недавно в запасниках московского Государственного исторического музея были обнаружены, свернутые в рулоны, оригиналы эскизов к мозаике «Раздаяние Евхаристии». В мае 2009 года после реставрации эти полотна представлены в экспозиции музея. Эскизы датированы 1911 годом.

Три мозаики Васнецова в главном алтаре, две Думитрашко и две Харламова на колоннах посреди храма, и пять наружных, расположенных над входами в храм: три Бруни и две Кошелева. Всего двенадцать панно.

Оригиналы эскизов для мозаики «Раздаяние Иисусом Христом Евхаристии Апостолам»Оригиналы эскизов для мозаики «Раздаяние Иисусом Христом Евхаристии Апостолам»

Ведущий научный сотрудник Отдела восточного славянства Института славяноведения профессор Ю. А. Лабынцев в статье «Александро-Невский собор в Варшаве» утверждает, что всего мозаик было шестнадцать.

Н.Н. Харламов в мастерской перед картоном  «Спас Нерукотворный» для варшавского собораН.Н. Харламов в мастерской перед картоном «Спас Нерукотворный» для варшавского собораВ книге М.Б. Печкина «Николай Николаевич Харламов. Жизнь и творчество» говорится, что академик Харламов изготовил для Варшавского собора картоны «Спас нерукотворный», «Процветший Крест», «Уготование престола» и «Архангел Михаил» . В этой книге помещено фото, на котором художник запечатлен перед картоном «Спас Нерукотворный».

Итого, с четырьмя работами Харламова, получается шестнадцать мозаик.

Однако, на сайте raruss.ru «Книжные сокровища России» в статье о русском модерне в иконописи указывается, что Харламов исполнил около двадцати картонов для мозаик варшавского собора («Христос Пантократор в главном куполе, Богоматерь, Иоанн Предтеча, Эммануил, Ангел Великого Совета и херувимы в малых куполах, евангелисты на парусах, Спаситель, Богоматерь с Младенцем, Нерукотворный образ и сюжет «Уготование престола» возле парусов центрального купола, «Тайная вечеря» над аркой главного алтаря, «Благовещение» на алтарных пилонах, образ архангела Михаила на южной стене над средним входом, «Процветший крест» над хорами»)

В книге М.Б. Печкина говорится, что мозаики были выполнены и по картонам других художников: Рябушкина, Беляева, Райляна, Отмара.

Следует обратить внимание на то, что большинство художников, трудившихся в Варшаве, работали над убранством храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, который больше известен как храм «Спаса-на-Крови». Петербургский храм, возведенный на месте убийства Александра II, полностью украшен мозаикой.
Не исключено, что и в Варшавском соборе мозаик было больше, чем 16, как утверждает профессор Лабынцев. Ответ на вопрос о количестве мозаик варшавского собора, вероятно, следует искать в архивах непосредственных изготовителей мозаики, если они сохранились.

Доходный дом и частная мозаичная мастерская Фроловых на Васильевском острове в Санкт-ПетербургеДоходный дом и частная мозаичная мастерская Фроловых на Васильевском острове в Санкт-ПетербургеИзготовление мозаик было осуществлено в Санкт-Петербурге в знаменитой мастерской Фроловых, которую нельзя обойти молчанием в рассказе о мозаиках Варшавского собора.

Мастерская Фроловых стала первой в России частной мозаичной мастерской. Она была основана художниками-мозаичистами отцом и сыном – Александром Николаевичем и Александром Александровичем Фроловыми в 1890 г.

Причиной появления частного предприятия явились разногласия между Александром Фроловым-сыном и руководством мозаичного отделения Императорской Академии художеств. В заграничной командировке Александр Александрович познакомился с «венецианским» способом набора мозаики мастера Антонио Сальвиати. Этот способ еще называется обратный, в отличие от классического прямого набора. Суть метода заключалась в том, что изображение снималось с оригинального эскиза на кальку – полотно, пропитанное специальным раствором. На обратную сторону кальки мозаичист наклеивал кусочки смальты. Разумеется, перед его глазами была не лицевая сторона, а обратная, как бы зеркальное отражение будущего произведения. Затем набор заливали цементом, давали ему застыть, мозаику переворачивали, а кальку смывали. Этот способ требовал более высокого художественного мастерства, но при этом значительно увеличивал скорость изготовления мозаичных полотен, что делало производство мозаики более дешевым.

 Мозаики на стене  частной мастерской ФроловыхМозаики на стене частной мастерской ФроловыхАлександр Александрович Фролов попытался внедрить «венецианский» способ набора в Мозаичном отделении ИАХ, но, не встретив поддержки, покинул стены Академии, и вместе с отцом основал собственную Мозаическую студию.

В 1893 году компаньоном своего старшего брата стал 19-летний Владимир Александрович Фролов.

В 1895 г. недавно основанная мастерская выиграла у Мозаичного отделения Академии художеств и двух итальянских фирм заказ на исполнение наружных мозаик «Спаса-на-Крови». Спустя год, в виду успешного исполнения наружных работ, Фроловы получили крупнейший заказ на исполнение мозаичного убранства интерьера собора. Благодаря этим мозаикам, мастерская Фролова и мастера, собранные под его руководством, прославились на весь мир.

В 1897 году умирает Александр Александрович Фролов. Руководство мастерской берет на себя отец, Александр Николаевич, но уже в 1900 году это место занимает младший сын, Владимир. Частной мозаичной мастерской Владимир Александрович руководил до 1917 года. В 1918 мастерская была закрыта, а мозаичное дело запрещено, как «излишне религиозное». Владимир Фролов пережил десять лет запрета на профессию, занимаясь преподаванием и реставрацией.

1929 год стал поворотным в дальнейшей судьбе мастера. В этом году автор мавзолея – Алексей Щусев настоял, что траурный зал непременно нужно оформить смальтой, и доверить это можно только Владимиру Фролову и его мастерской. Благодаря этому обстоятельству, художник вернулся к своей работе. Он возглавил мастерскую мозаики Академии художеств, стал профессором и автором ряда статей по истории, теории и реставрации мозаик. В марте 1941 года В. Фролов принял участие в специальной комиссии, созванной Отделом охраны памятников Ленисполкома, предлагавшей сохранение храма Спаса-на-Крови «как здания уникального, характерного для определенного периода русской архитектуры».

Вместе с тем, в том же 1929 году Фролов и его семья были выгнаны из дома на Васильевском острове, где располагалась фамильная мастерская, даже несмотря на то, что мастер занимался украшением мавзолея вождя. Кстати, супругой художника была старшая дочь Леонтия Николаевича Бенуа, архитектора варшавского собора, Нина Леонтьевна.

Владимир Фролов  за работой 1937 год (кадры кинохроники)Владимир Фролов за работой 1937 год (кадры кинохроники)Владимир Александрович переехал в разгромленную мастерскую Академии художеств, которую привел в порядок своими силами. Именно в этой мастерской он выполнил свою самую знаменитую советскую работу – мозаики для московских станций метро «Маяковская», «Автозавозаводская» и «Новокузнецкая». Сохранились уникальные кадры кинохроники 1937 года, запечатлевшие работу Фролова и его помощников над мозаиками для московской станции метро «Маяковская» по эскизам Александра Дейнеки.

Фролов не покинул мастерскую даже во время блокады и заканчивал панно для Московского метрополитена в одиночестве – молодые ученики ушли на фронт, а старые умирали от голода. Он даже смог упаковать свое последнее творение и его вывезли из Ленинграда по Ладожскому озеру.Братская могила профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище Санкт-ПетербургаБратская могила профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга

3 февраля 1942 года, через несколько дней после завершения работы над плафонами подземки, Владимир Фролов умер от истощения в блокадном Ленинграде и был похоронен на Смоленском блокадном кладбище Остров Декабристов в братской могиле профессоров Академии художеств. Несколько дней назад исполнилось ровно 75 лет с той печальной даты.

Памятная доска на  станции метро «Новокузнецкая» в МосквеПамятная доска на станции метро «Новокузнецкая» в МосквеБлагодаря документальному фильму Елизаветы Листовой «Метро» из цикла «Советская империя», вышедшему на телеканале «Вести» в 2009 году, современники узнали о трагической судьбе великого мастера. Чтобы обратить внимание москвичей и гостей столицы на мозаичные композиции подземки и почтить память их создателя, в апреле 2013 года на станции метро «Новокузнецкая» была установлена памятная доска с надписью: «На этой станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в Мозаичной мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова».

В период с 1902 по 1911 годы Владимиром Александровичем и его помощниками были выполнены все мозаичные работы для Александро-Невского собора г. Варшавы.

Всего в Александро-Невском кафедральном соборе, по данным Ю.А. Лабынцева, находилось около 10 тысяч произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня.

Суммарная смета строительства собора составила чуть более трех миллионов рублей, или свыше 2300 кг золота, что по нынешним ценам эквивалентно 100 млн долларов США.

На следующем фотоУчастники строительства собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского  в ВаршавеУчастники строительства собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве  мы видим участников строительства варшавского собора, слева направо: член-делопроизводитель строительного комитета К. Молчанов, автор брошюры «Новый православный собор в Варшаве», второй слева – художник-мозаичист В.А. Фролов, за ним – руководитель живописными работами В.М. Васнецов, архитектор Л.Н. Бенуа, помощник архитектора Петр Александрович Феддерс.

Освящение собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского  в Варшаве 20 мая 1912 г.Освящение собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве 20 мая 1912 г.20 мая 1912 года главный придел собора был торжественно освящён во имя св. князя Александра Невского митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким), который совершал закладку храма. На торжестве присутствовал генерал-губернатор Варшавы генерал от кавалерии Георгий Антонович Скалон, обер-прокурор Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер, епископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский), возведенный в этот день в сан Архиепископа. Архиепископ Варшавский и Привисленский Николай (Зиоров), обращаясь к собравшимся на освящение собора, закончил свою речь следующими словами:

«Созидая сей храм, его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия! Здесь будет всегда возноситься молитва о мире всего мира, отсюда будут исходить только слова любви, прощения и примирения, но не вражды, лукавства и любомщения… Пусть каждый инородец и иноверец, взирая на величие православия, сердцем своим постигает истину и устами своими исповедует ее, подобно тому, как послы великого князя Владимира, бывшие в Константинополе в велелепном храме св. Софии, почувствовав, что онде пребывает Бог, не восхотели уже оставаться в язычестве».

Правый придел  св. Николая Чудотворца в варшавском собореПравый придел св. Николая Чудотворца в варшавском собореЧерез неделю, 27 мая 1912 года, архиепископом Николаем был освящён южный предел храма во имя св. Николая Чудотворца, небесного покровителя действующего императора.

Северный придел был освящён им же 3 июня 1912 г. во имя святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

Впоследствии под колокольней была освящена часовня.

После 18 лет строительства немногим более трех лет в соборе совершались православные богослужения.

Торжества в Варшаве  по случаю 300-летия дома РомановыхТоржества в Варшаве по случаю 300-летия дома РомановыхТоржества в Варшаве  по случаю 300-летия дома Романовых Торжества в Варшаве по случаю 300-летия дома Романовых В 1913 году здесь прошли торжества по случаю 300-летия дома Романовых.

В июле 1915 г. было эвакуировано практически все русское население Варшавы. Иконостас и наиболее ценные детали внутреннего убранства Александро-Невского собора также были вывезены в тыл.

Принц Леопольд Баварский принимает парад германских войск на Саксонской площади  9 августа 1915 г.Принц Леопольд Баварский принимает парад германских войск на Саксонской площади 9 августа 1915 г.5 августа 1915 года в Варшаву вошли немецко-австрийские войска и уже 9 августа командующий действовавшей в Польше германской 9-армией и группой армий «Принц Леопольд» генерал-фельдмаршал принц Леопольд Баварский принимает парад на Саксонской площади у стен величественного Александро-Невского собора.

Немцы приспособили храм под гарнизонный костел и лютеранскую кирху. С куполов были сняты медные пластины, внутри установлен орган и ряды стульев для прихожан. Собор был переименован в честь св. Генриха.Месса в варшавском соборе Месса в варшавском соборе

В ноябре 1918 года закончилась Первая мировая война и Польша обрела независимость. Уже через три месяца варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе большинства православных церквей, коих на начало Первой мировой войны, по данным протоиерея Александра Берташа, насчитывалось сорок девять.

«Были уничтожены или перестроены в костелы три собора; три приходские, две дворцовые, две крестовые архиерейские, две кладбищенские церкви, четыре при учебных и шесть при благотворительных и лечебных учреждениях, две тюремных церкви и более 20 военных церквей».

С первых дней независимости Польши на страницах варшавской прессы появляются призывы уничтожить ненавистный символ российской оккупации. Как отмечает профессор Ю.А. Лабынцев, «польские искусствоведы даже объявили собор «малоценным» и к тому же занимающим слишком большую площадь в условиях ее «недостатка в Варшаве». Официальных «причин» оказалось слишком много, и, хотя сейчас все они выглядят по меньшей мере нелепыми, тогда возможно было серьезно рассуждать даже о том, что собор необходимо разрушить ради изменения фона, на котором будет установлен памятник князю Ю. Понятовскому».

СоборСоборСо временем стали возвышаться голоса и за сохранение святыни. 1 мая 1920 года в журнале «Tygodnik Ilustrowany» вышла статья «O Swiatynie na Placu Saskim», которая начиналась словами: «Не было у нас дела, которое вызвало бы столь обширную дискуссию, как дело о бывшем соборе на Саксонской площади. Сносить его, или оставить?». В статье утверждалось, что строительный комитет возводил собор не для удовлетворения насущных религиозных потребностей, а для раздражения национального достоинства поляков, чтобы заглушить польско-европейский внешний вид и характер города, замарать его ориентальным пятном.

Главная аллея в Саксонском садуГлавная аллея в Саксонском садуПриемлемыми виделись только два радикальных решения вопроса. 1) оставить собор таким, как он есть, или 2) снести его полностью, сохранив только внешние и внутренние мозаики, как произведения искусства.  Сторонники первой точки зрения исходили из соображения экономии, поскольку демонтаж этого колосса мог обойтись в соответствующую сумму денег. Их оппоненты делали упор на национальной гордости и эстетике. «Не будем отрицать, – говорилось в статье, – что в архитектурном плане собор мерзкий (brzydki), особенно в верхней его части». Статья была посвящена альтернативному решению вопроса – перестройке собора под костел и придания ему аутентичного для города внешнего вида. С таким предложением выступил известный варшавский архитектор, выпускник петербургской императорской Академии художеств, Стефан Шиллер на заседании специальной парламентской подкомиссии по общественным вопросам, при участии Министерства искусства и культуры, городских властей, Общества охраны памятников прошлого, Ассоциации польских строителей и Союза архитекторов.
Шиллер, признавая то, что здание чуждо архитектурным традициям Варшавы и в целом Польши, обращает внимание на монументальность строения, и на присутствие в нем всевозможных видов произведений искусства высокой художественной ценности.

«Огромные внешние и внутренние мозаики, резные мраморные колонны, росписи стен, настолько тесно связаны с этим зданием, что, если его попытаться разобрать, получатся груды ничтожного бесполезного мусора. Разве что гранитным блокам и лестницам можно найти какое-либо применение» , – говорил он.

Тем, кто считал, что собор легко разрушить, архитектор возражал:

«Русские его строили с особым старанием, используя самые дорогие и прочные материалы, с применением отборного цемента и железа. В итоге это здание теперь подобно монолитной скале… На его снос понадобятся годы» .

По подсчетам архитекторов стоимость разрушения собора составляла бы пятую часть от стоимости его возведения.

Еще Шиллер указывал на то, что армия нуждается в гарнизонном костеле и вообще в Варшаве костелов слишком мало, что за последнее столетие их добавилось всего 5-6.
Наконец, он подчеркивал, что церковь с начала своего существования не разрушала, а адаптировала под свои нужды всевозможные здания, в том числе даже языческие святыни. Шиллер советовал поступить подобным образом с варшавским храмом:

«Собор, который русские строили как внушительный памятник своего превосходства над Польшей, должен остаться внушительным и вечным памятником триумфа Польши над Россией. Не разрушая произведений искусства, не усваивая себе в глазах мировой общественности наименования варваров, Польша таким образом может показать свою силу над недавними угнетателями».

Эскиз архитектора Стефана Шиллера, как вариант переделки византийского здания на западно-европейский манер.Эскиз архитектора Стефана Шиллера, как вариант переделки византийского здания на западно-европейский манер.На вопрос «как Вы себе это представляете?», Шиллер показал вариант эскиза переоборудования собора в костел.

Вячеслав Васильевич БОГДАНОВИЧ - сенатор польского Сейма (1922-1939) *** арестован НКВД 17.10.1939  расстрелянВячеслав Васильевич БОГДАНОВИЧ - сенатор польского Сейма (1922-1939) *** арестован НКВД 17.10.1939 расстрелянСторонники сохранения собора, хотя бы в измененном виде, в большинстве своем считали его снос вандализмом. Писатель Стефан Жеромский предлагал устроить в здании «музей мартирологии польского народа», были и другие варианты использования здания. Вопрос о судьбе храма стал предметом бурных дискуссий и в Сейме. Летом 1924 г. православный член польского сената Вячеслав Васильевич Богданович произнес речь в защиту собора:

«Достаточно пойти на Саксонскую площадь и посмотреть на оголенные купола наполовину разрушенного собора. Не говорите, господа, что он должен быть разрушен как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока стоит, он является наилучшим памятником для будущих поколений, поучающий их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, будет памятником – позорным памятником нетерпимости и шовинизма! Нельзя не обратить внимания на то, что в этом соборе есть выдающиеся художественные произведения, в которые вложено много духовных сил лучших сынов соседнего народа, и те, кто создавал эти произведения искусства, не думали ни о какой политике. Польский народ чувствует это, а также угрожающее значение этого поступка, и уже сочинил свою легенду относительно разрушения собора… Но наших политиканов это никак не трогает. А вот приезжают иностранцы – англичане, американцы – и с удивлением взирают на это, фотографируют и фотографии распространяют по всему миру – естественно, вместе с мнением о польской культуре и цивилизации…».

Разрушение храмаРазрушение храмаВ 1924 г. факультет искусств Виленского университета им. Стефана Батория выдал заключение, что храм не имеет никакой историко-культурной ценности. Получив этот документ, власти приступили к разрушению здания.

Разрушение храмаРазрушение храмаСнос собора потребовал гигантских средств. Для их привлечения варшавским магистратом были выпущены специальные «боны, доступные для каждого», «обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса» собора, дабы «каждый поляк мог стать причастным к этому делу».

В октябре 1925 года в одной из русскоязычных польских газет были напечатаны такие строки:

«Поляки, истощив все средства для мирного завоевания православной святыни, решили повести на нее атаку по всем правилам военного искусства. Привезли тараны, которыми старались пробить массивные стены, а когда и это не удалось – заложили в разных местах динамит, чтобы взрывами разрушить колонны, поддерживающие своды. И вот уже несколько дней слышны глухие взрывы! А собор все стоит и только глухо вздыхает»

Разрушение храмаРазрушение храмаРазрушение храма законченоРазрушение храма законченоПонадобилось без малого 15 тысяч контролируемых взрывов, чтобы к лету 1926 года сравнять собор с землей. Все, что удалось спасти православным верующим было помещено в подвале собора Марии Магдалины на Праге (район в центре Варшавы на правом берегу Вислы).Кафедральный собор во имя  св. равноап. МАРИИ МАГДАЛИНЫ Варшавско-Бельской епархии Польской православной церквиКафедральный собор во имя св. равноап. МАРИИ МАГДАЛИНЫ Варшавско-Бельской епархии Польской православной церкви

Как отмечает профессор Ю. А. Лабынцев:

«Православный кафедральный собор в Варшаве стал едва ли не первым в Европе ХХ столети христианским храмом, стертым с лица земли волею государственной власти. Даже в СССР взрыв храма Христа Спасителя последовал лишь в конце 1931 г. Во II Речи Посполитой, как официально именовалась межвоенная Польша, разрушение православных святынь началось значительно раньше».

Во время Второй мировой войны площадь Адольфа Гитлера, бывшая  СаксонскаяВо время Второй мировой войны площадь Адольфа Гитлера, бывшая СаксонскаяСовременный вид площади  Юзефа Пилсудского  на переднем плане место, где когда-то стоял собор  святого Александра НевскогоСовременный вид площади Юзефа Пилсудского на переднем плане место, где когда-то стоял собор святого Александра НевскогоВ годы Второй мировой войны Саксонская площадь носила имя Адольфа Гитлера. В настоящее время это площадь маршалка Юзефа Пилсудского, чью могилу в Кракове украшают яшмовые колонны, подаренные императором Николаем II на строительство варшавского собора.

Сегодня, при желании, можно воочию увидеть некоторые мозаичные шедевры из разрушенного Александро-Невского собора. В варшавском кафедральном соборе св. Марии Магдалины хранятся лики апостолов из композиции Васнецова «Раздаяние Иисусом Христом Евхаристии Апостолам».Лики апостолов в подвале собора Марии Магдалины в ВаршавеЛики апостолов в подвале собора Марии Магдалины в Варшаве Они смонтированы в отдельном помещении подвала и доступны взору посетителей. Кроме ликов апостолов там хранится образ святителя Петра митрополита Московского из композиции Васнецова «О тебе радуется...». Лик святителя Петра митр. Московского  в подвале собора Марии Магдалины в ВаршавеЛик святителя Петра митр. Московского в подвале собора Марии Магдалины в Варшаве Неизвестный лик  в подвале собора Марии Магдалины в ВаршавеНеизвестный лик в подвале собора Марии Магдалины в ВаршавеВ той же экспозиции находится лик ангела, или святой жены, или юноши… Об этом фрагменте сложно сказать нечто определенное.

Фрагмент мозаики «О тебе радуется...» – лик московского святителя Филиппа – хранится в запасниках Национального музея Варшавы.Лик святителя Филиппа в запасниках варшавского Национального музеяЛик святителя Филиппа в запасниках варшавского Национального музея

В костеле Пресвятейшего Спасителя на одноименной площади Варшавы находится лик ангела из главного портала Варшавского собора по картонам Николая Бруни.Лик ангела в костеле Пресвятейшего Спасителя в ВаршавеЛик ангела в костеле Пресвятейшего Спасителя в Варшаве

На факультете архитектуры Варшавского Политехнического университета хранится еще один фрагмент мозаики Васнецова «О тебе радуется...». Это лики равноапостольной царицы Елены, великомученицы Екатерины и преподобного Иоанна Дамаскина.Фрагмент мозаики  в Варшавском Политехническом университетеФрагмент мозаики в Варшавском Политехническом университете

Наибольшее количество мозаик из варшавского храма находятся в Свято-Покровском храме г. Барановичи. Господь прелагает всякую печаль на радость. Тому пример – история появления мозаик в Барановичах.

1 мая 1921 года был Праздник Пасхи. Этот день вошел в историю Барановичей как день скорби православных горожан. В ночь на Светлый Понедельник, по неустановленной причине, сгорел приходской храм, который во время немецкого присутствия в Барановичах, как и собор Александра Невского в Варшаве, был гарнизонным костелом и кирхой. Церковь в Барановичах на месте нынешнего Покровского собораЦерковь в Барановичах на месте нынешнего Покровского собораНа следующий день все собрались в крохотной церковке святого Александра Невского на военном кладбище и постановили отстроить храм заново. Был создан комитет по строительству нового храма и его председателем назначен Алексей Васильевич Назаревский, бывший в последствии сенатором польского сейма. Три года не удавалось утвердить проект и смету на строительство. Так вышло, что стройка началась только в 1924 году.Алексей Васильевич НАЗАРЕВСКИЙ  председатель строительного комитета Покровского собора в г. Барановичи, сенатор  польского СеймаАлексей Васильевич НАЗАРЕВСКИЙ председатель строительного комитета Покровского собора в г. Барановичи, сенатор польского Сейма Именно в это время в Варшаве приступили к разрушению собора на Саксонской площади. По ходатайству А.В. Назаревского, летом 1926 года, для нужд строящегося в Барановичах храма митрополитом Дионисием (Валединским) была передана часть церковной утвари, хранившейся на складе кафедрального собора.

Фрагмент мозаики   «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» в БарановичахФрагмент мозаики «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» в БарановичахМозаики   «Алексий Московский»  и «Иосиф Волоцкий» в БарановичахМозаики «Алексий Московский» и «Иосиф Волоцкий» в БарановичахВ числе переданного были три мозаичных образа из Александро-Невского собора в Варшаве. Центральный фрагмент композиции «О Тебе радуется…», по эскизу В. Васнецова, и образы Святителя Алексия митрополита Московского и преподобного Иосифа Волоцкого, выполненные по эскизам В.И. Думитрашко.

23 августа 1928 г. митрополитом Дионисием были пожертвованы еще более сорока фрагментов мозаики из Варшавского собора. Впоследствии из них были восстановлены (не полностью) следующие композиции:

Мозаика «Богоматерь с Ангельскими чинами» в БарановичахМозаика «Богоматерь с Ангельскими чинами» в БарановичахМозаика «Собор Архангела Михаила» в БарановичахМозаика «Собор Архангела Михаила» в БарановичахМозаика «Деисис больший с предстоящими» в БарановичахМозаика «Деисис больший с предстоящими» в БарановичахМозаика «Спаситель с донатором»  в БарановичахМозаика «Спаситель с донатором» в Барановичах«Богоматерь с ангельскими чинами» и «Собор Архистратига Михаила», выполненные по эскизам Н. Бруни, а также «Деисус больший с предстоящими» и «Спаситель с донатором», выполненные по эскизам Н. Кошелева.


центральный фрагмент композиции «О Тебе радуется…»центральный фрагмент композиции «О Тебе радуется…»В период с 1929 по 1931 годы мозаики в Свято-Покровском соборе были размещены в следующем порядке: в апсиде  главного алтаря – центральный фрагмент композиции «О Тебе радуется…»; на опорных колоннах ближе к алтарю – образы преподобного Иосифа Волоцкого и святителя Алексия, митрополита Московского на опорных колоннах ближе к алтарю – образы преподобного Иосифа Волоцкого и святителя Алексия, митрополита Московского на опорных колоннах ближе к алтарю – образы преподобного Иосифа Волоцкого и святителя Алексия, митрополита Московского.

Снаружи над северным боковым входом размещена композиция «Собор Архистратига Михаила», составленная, скорее всего, из 12 кусков мозаик; внутри – «Деисус больший с предстоящими», составленная из 5 кусков мозаик.

Собор Архистратига МихаилаСобор Архистратига Михаила
Деисус больший с предстоящимиДеисус больший с предстоящимиНад южным боковым входом снаружи помещена композиция «Спаситель с донатором», составленная также из 5 кусков мозаик; внутри – «Богоматерь с ангельскими чинами», составленная из 9 кусков мозаик.Спаситель с донаторомСпаситель с донатором

Богоматерь с ангельскими чинамиБогоматерь с ангельскими чинамиУстановка мозаик была выполнена в промежутке между 1929 и 1931 гг.
Часть крупных фрагментов  и немалое количество мелких кусочков были складированы в подвале собора, поскольку из них невозможно было составить композицию. Почти все крупные куски мозаики, за исключением одного, являются фрагментами центральной фасадной мозаики «Господь Вседержитель на троне с ангельскими чинами» по эскизу Н. Бруни.Почти все крупные куски мозаики, за исключением одного, являются фрагментами центральной фасадной мозаики «Господь Вседержитель на троне с ангельскими чинами» по эскизу Н. Бруни.Почти все крупные куски мозаики, за исключением одного, являются фрагментами центральной фасадной мозаики «Господь Вседержитель на троне с ангельскими чинами» по эскизу Н. Бруни.

К 75-летнему юбилею Свято-Покровского храма г. Барановичи в нем был устроен музей. Фрагменты мозаик, находившиеся «под спудом» три четверти века, стали доступны для всеобщего обозрения.

Как оказалось, в музее костела Преображения Господня г. Новогрудка до недавнего времени хранился еще один фрагмент мозаики Васнецова «О тебе радуется…», с ликами преподобных Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Нестора Летописца. В конце прошлого 2016 года этот фрагмент, благодаря усердию Тадеуша Зеленского, был передан в Свято-Борисо-Глебскую Коложскую церковь, которая, помимо того, что сама по себе является бесценным памятником древнерусского православия, стала теперь еще и хранительницей частицы величественного шедевра, созданного лучшими мастерами русского искусства Серебряного века собора св. Александра Невского в Варшаве.

Мозаика в КоложеМозаика в Коложе


Дадаць каментарый


Ахоўны код
Абнавіць

Расклад богаслужэнняў

Мінулы месяц Сакавік 2017 Наступны месяц
Пн Ат Ср Чц Пт Сб Нд
тыдзень 9 1 2 3 4 5
тыдзень 10 6 7 8 9 10 11 12
тыдзень 11 13 14 15 16 17 18 19
тыдзень 12 20 21 22 23 24 25 26
тыдзень 13 27 28 29 30 31
Увайсці

Аўтарызацыя

Імя карыстальніка *
Пароль *
Запомніць мяне

Каложа 360°

Навіны Гродзенскай епархіі

 

Уваход

Д/ф "Каложа" (2007 г.)