Десять веков
За свою историю храм пережил нападения воинов с Запада и Востока, побывал монастырской церковью и музеем атеизма. История его процветания и тяжелейших времён запустения — это отражение истории Православия на белорусской земле.
истории Коложи

История Коложской церкви

Десять веков
За свою историю храм пережил нападения воинов с Запада и Востока, побывал монастырской церковью и музеем атеизма. История его процветания и тяжелейших времён запустения — это отражение истории Православия на белорусской земле.
истории Коложи
История церкви начинается почти одновременно с письменной историей самого Гродно. Предположительно храм был построен в 1140—1170-е гг.

Инициаторами строительства называют гродненского князя Всеволодко или двух его сыновей: Бориса и Глеба.
XII
Учитывая отдалённое расположение, храм, скорее всего, изначально строился как монастырский.

Первый известный нам настоятель монастыря — игумен Каллист — жил в XVI веке. Однако автор хроники, сообщивший это имя, специально отмечает, что и «до него должно быть были игумены».
Кроме Коложской церкви в то время в Гродно существовали еще четыре православных храма — для маленького средневекового города это очень много. Они построены в одном стиле и, вероятно, одним мастером — Петром Милонегом. Всё это говорит о том, что в Гродно XII века существовала своя самобытная архитектурная школа, а Коложа — наиболее полно сохранившийся её образец.
История церкви начинается почти одновременно с письменной историей самого Гродно. Предположительно храм был построен в 1140—1170-е гг.
XII
Кроме Коложской церкви в то время в Гродно существовали еще четыре православных храма — для маленького средневекового города это очень много. Они построены в одном стиле и, вероятно, одним мастером — Петром Милонегом. Всё это говорит о том, что в Гродно XII века существовала своя самобытная архитектурная школа, а Коложа — наиболее полно сохранившийся её образец.
Храм не долго оставался в первозданной красоте. Впервые его серьёзно разрушили в 1241 году при атаке на Гродно ордынского хана Койдана.

C 1284 начался крестовый поход тевтонцев в языческую Литву. Огромный урон храму нанес уже первый рейд на Гродно под командованием магистра ордена Конрада фон Тирнберга.
XIII
Храм не долго оставался в первозданной красоте. Впервые его серьёзно разрушили в 1241 году при атаке на Гродно ордынского хана Койдана.

C 1284 начался крестовый поход тевтонцев в языческую Литву. Огромный урон храму нанес уже первый рейд на Гродно под командованием магистра ордена Конрада фон Тирнберга.
XIII
Оборонял храм и город от немецких рыцарей гродненский каштелян Давыд Городенский. Этот талантливый полководец не потерпел ни одного поражения от крестоносцев.

По легенде дружинники на щитах принесли тело Давыда в Гродно и похоронили рядом с Борисо-Глебским храмом.
Оборонял храм и город от немецких рыцарей гродненский каштелян Давыд Городенский. Этот талантливый полководец не потерпел ни одного поражения от крестоносцев.

По легенде дружинники на щитах принесли тело Давыда в Гродно и похоронили рядом с Борисо-Глебским храмом.
XIII
Коложа не только требовала защиты, но и сама спасала горожан от неприятелей.

В 1364 к Гродно подошло мощное войско под командованием Ульриха фон Ханау. Значительную его часть составляли европейские рыцари, впервые оказавшиеся в этих краях.
XIV
Они предполагали, что идут сражаться с варварами-язычниками, но вместо кровожадных идолопоклонников их крестным ходом встретили христианские монахи Коложской обители.

Иностранные рыцари отступили от Гродно, высказав возмущение обманувшим их тевтонам.
Коложа не только требовала защиты, но и сама спасала горожан от неприятелей.

В 1364 к Гродно подошло мощное войско под командованием Ульриха фон Ханау. Значительную его часть составляли европейские рыцари, впервые оказавшиеся в этих краях.
XIV
Они предполагали, что идут сражаться с варварами-язычниками, но вместо кровожадных идолопоклонников их крестным ходом встретили христианские монахи Коложской обители.

Иностранные рыцари отступили от Гродно, высказав возмущение обманувшим их тевтонам.
Весной 1410 года у стен Коложи собирались Гродненская и другие белорусские хоругви Великого княжества Литовского. Отсюда они двинулись на запад, где на поле у Грюнвальда было навсегда сокрушено могущество Тевтонского ордена и остановлен средневековый «Дранг нах Остен».
XV
В 1430-е гг. Коложский храм страшно пострадал во время кровопролитной гражданской войны Великого княжества Литовского. У церкви отсутствовала крыша и верхняя часть стен. После ремонта храм утратил свой первоначальный вид — на гравюрах более позднего века он уже изображается с конусовидной крышей.
Весной 1410 года у стен Коложи собирались Гродненская и другие белорусские хоругви Великого княжества Литовского. Отсюда они двинулись на запад, где на поле у Грюнвальда было навсегда сокрушено могущество Тевтонского ордена и остановлен средневековый «Дранг нах Остен».
XV
В 1430-е гг. Коложский храм страшно пострадал во время кровопролитной гражданской войны Великого княжества Литовского. У церкви отсутствовала крыша и верхняя часть стен. После ремонта храм утратил свой первоначальный вид — на гравюрах более позднего века он уже изображается с конусовидной крышей.
XVI столетие стало единственным, когда Коложа не была свидетельницей войны. Обители принадлежало несколько имений и усадеб, а также «сад королев на Коложанех», в котором любила гулять королева Бона Сфорца.

При монастыре была создана богадельня и иконописная школа.
XVI
XVI столетие стало единственным, когда Коложа не была свидетельницей войны. Обители принадлежало несколько имений и усадеб, а также «сад королев на Коложанех», в котором любила гулять королева Бона Сфорца.

При монастыре была создана богадельня и иконописная школа.
XVI
С течением времени в управление монастырём всё чаще стали вмешиваться светские опекуны и управители. Каждый из них рассматривал монастырь как источник дохода. Ситуация еще более ухудшилась, когда Коложская обитель была передана униатам.
XVII
Во время Северной войны 1655—1660 гг. город постоянно переходил то польским, то московским, то шведским войскам. И православные московские войска, и шведы-католики одинаково неприветливо относились к униатам и всякий раз разоряли церковь. Грабили её и сами униатские прелаты, прикрываясь боевыми действиями.
В результате в конце XVII века обитель получила прозвище «пустынной», а «церковь стояла пустою, без дверей и окон, летом служила логовищем для скота».
С течением времени в управление монастырём всё чаще стали вмешиваться светские опекуны и управители. Каждый из них рассматривал монастырь как источник дохода. Ситуация еще более ухудшилась, когда Коложская обитель была передана униатам.
XVII
Во время Северной войны 1655—1660 гг. город постоянно переходил то польским, то московским, то шведским войскам. И православные московские войска, и шведы-католики одинаково неприветливо относились к униатам и всякий раз разоряли церковь. Грабили её и сами униатские прелаты, прикрываясь боевыми действиями.
В результате в конце XVII века обитель получила прозвище «пустынной», а «церковь стояла пустою, без дверей и окон, летом служила логовищем для скота».
Войны оставили немало рубцов на стенах древней Коложи. Однако самой серьезной проблемой для храма стали воды Немана.

В 1720 году размытый Неманом обрыв Коложского урочища подошел вплотную к церкви и уже тогда вызвал опасный наклон ее стен.
XVIII
В 1738 году архимандрит Игнатий (Кульчинский) зафиксировал в описи «базилианского монастыря на Коложе»: берег Немана придвинулся вплотную к храму и нуждается в укреплении. Чтобы приостановить оползень, было решено «построить у подошвы горы забор, привалить его навозом, а также посадить разные деревья».
Войны оставили немало рубцов на стенах древней Коложи. Однако самой серьезной проблемой для храма стали воды Немана.

В 1720 году размытый Неманом обрыв Коложского урочища подошел вплотную к церкви и уже тогда вызвал опасный наклон ее стен.
XVIII
В 1738 году архимандрит Игнатий (Кульчинский) зафиксировал в описи «базилианского монастыря на Коложе»: берег Немана придвинулся вплотную к храму и нуждается в укреплении. Чтобы приостановить оползень, было решено «построить у подошвы горы забор, привалить его навозом, а также посадить разные деревья».
В 1853 году, в ночь с 1 на 2 апреля, вся южная стена и половина западной, вместе с потолком обрушились в реку. Планы по реконструкции святыни появились почти сразу после её обрушения. Однако восстановить храм не помог даже указ Российского императора. Всё, что удалось сделать к 1896 году — заменить утраченную каменную стену деревянной.
XIX
В 1853 году, в ночь с 1 на 2 апреля, вся южная стена и половина западной, вместе с потолком обрушились в реку. Планы по реконструкции святыни появились почти сразу после её обрушения. Однако восстановить храм не помог даже указ Российского императора. Всё, что удалось сделать к 1896 году — заменить утраченную каменную стену деревянной.
XIX
В XX веке церковь дважды становилась музеем: сначала историческим, а после — музеем атеизма.

В 1934 году власти Второй Речи Посполитой забрали церковь у православных верующих и отдали в ведение Гродненского историко-археологического музея.
XX
Во время немецкой оккупации верующие Гродно вернули церковь на Коложе себе. Богослужения в храме продолжались вплоть до 13 декабря 1944 года, когда НКГБ арестовали священника. В храме была развернута экспозиция по научному атеизму, где висели антирелигиозные плакаты низкого пошиба с рифмой в подписях «поп» и «клоп».
Наконец, в 1991 году Борисо-Глебская церковь была возвращена Православной Церкви.

Большой вклад в её воссоздание внесли настоятель прихода протоиерей Анатолий Неробов и руководитель ансамбля «Песняры» Владимир Георгиевич Мулявин.
В XX веке церковь дважды становилась музеем: сначала историческим, а после — музеем атеизма.

В 1934 году власти Второй Речи Посполитой забрали церковь у православных верующих и отдали в ведение Гродненского историко-археологического музея.
XX
Во время немецкой оккупации верующие Гродно вернули церковь на Коложе себе. Богослужения в храме продолжались вплоть до 13 декабря 1944 года, когда НКГБ арестовали священника. В храме была развернута экспозиция по научному атеизму, где висели антирелигиозные плакаты низкого пошиба с рифмой в подписях «поп» и «клоп».
Наконец, в 1991 году Борисо-Глебская церковь была возвращена Православной Церкви.

Большой вклад в её воссоздание внесли настоятель прихода протоиерей Анатолий Неробов и руководитель ансамбля «Песняры» Владимир Георгиевич Мулявин.
В 2000 году работы по укреплению склона Коложской горы были возобновлены. Это дало возможность приступить к проектированию реставрационных работ. В 2006 году было проведено георадарное зондирование территории вокруг храма. Оно показало, что главная угроза древней святыни исходит не со стороны Немана, а от особенностей местного грунта.
XXI
За 100 лет деревянная стена храма значительно износилась. В 2017—2018 гг. был проведён ремонт: стену выровняли по вертикали и горизонтали, а также заменили обшивку.

Важным элементом облицовки стали вертикальные пилястры, повторяющие форму пилястр сохранившихся фасадов.
В конце 2018 года, на антикварном аукционе в Германии была найдена единственная сохранившаяся копия Коложской иконы Божией Матери. Именно она была подарена императору Николаю II во время его визита в Гродно.

Теперь главная святыня Коложи хранится в храме и доступна для поклонения верующих.
В 2000 году работы по укреплению склона Коложской горы были возобновлены. Это дало возможность приступить к проектированию реставрационных работ. В 2006 году было проведено георадарное зондирование территории вокруг храма. Оно показало, что главная угроза древней святыни исходит не со стороны Немана, а от особенностей местного грунта.
XXI
За 100 лет деревянная стена храма значительно износилась. В 2017—2018 гг. был проведён ремонт: стену выровняли по вертикали и горизонтали, а также заменили обшивку.

Важным элементом облицовки стали вертикальные пилястры, повторяющие форму пилястр сохранившихся фасадов.
В конце 2018 года, на антикварном аукционе в Германии была найдена единственная сохранившаяся копия Коложской иконы Божией Матери. Именно она была подарена императору Николаю II во время его визита в Гродно.

Теперь главная святыня Коложи хранится в храме и доступна для поклонения верующих.
Иллюстрации: Павел Татарников.