Обзор проектов реконструкции Коложи

После восстановления древнейшая в стране церковь будет выглядеть так же, как перед оползнем 1853 года (проект реконструкции храма был утверждён в 2009 году, однако в последствии не был осуществлён — прим. kalozha.by). Зарубежные туристические фирмы сразу же внесут Коложскую церковь в свои рекламные проспекты, если ее реставрацию и консервацию проведут в соответствии с общемировыми стандартами.
После восстановления древнейшая в стране церковь будет выглядеть так же, как перед оползнем 1853 года (проект реконструкции храма был утверждён в 2009 году, однако в последствии не был осуществлён — прим. kalozha.by). Зарубежные туристические фирмы сразу же внесут Коложскую церковь в свои рекламные проспекты, если ее реставрацию и консервацию проведут в соответствии с общемировыми стандартами.
Борисо-Глебская церковь в Гродно. Михаил Кулеша. XIX век
Министерство иностранных дел Беларуси предприняло первые шаги по включению Коложи в Список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО, причем по категории «Zero» — наивысшей. Решение экспертов этой организации целиком зависит от качества реставрационных работ. Если международные специалисты выявят малейшие нарушения, оценка будет неудовлетворительной. На востоке Беларуси уже есть печальный опыт «реставрации» храма, после которой он уже не может претендовать на включение в Список мирового наследия. Если все будет сделано как следует, то через некоторое время в области появится еще один туристический объект общемирового значения. А деньги от туризма через некоторое время окупят расходы на реставрацию.

В ДВУХ ШАГАХ ОТ РАЗРУШЕНИЯ

О том, что Борисоглебская Коложская церковь, построенная в 80-е годы XII века, — вершина достижений самобытной Гродненской архитектурной школы, единственный сохранившийся (хоть приблизительно наполовину) в неизменном виде памятник архитектуры XII века на территории Беларуси, — находится в двух шагах от окончательного разрушения, стало достоверно известно в 1987—1992 годах.

Две серьезные попытки реставрации (в 1889—1911 и 1934−1939 годах) оборвали мировые войны, а храм в советское время был изъят из собственности церкви. Он простоял пустым до передачи после войны в ведение областного исторического музея (сейчас Государственный историко-археологический музей). Церковь стояла в запустении, а в ней была развернута почти непосещаемая экспозиция по научному атеизму, где висели антирелигиозные плакаты низкого пошиба с рифмой в подписях «поп» и «клоп»…
Министерство иностранных дел Беларуси предприняло первые шаги по включению Коложи в Список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО, причем по категории «Zero» — наивысшей. Решение экспертов этой организации целиком зависит от качества реставрационных работ. Если международные специалисты выявят малейшие нарушения, оценка будет неудовлетворительной. На востоке Беларуси уже есть печальный опыт «реставрации» храма, после которой он уже не может претендовать на включение в Список мирового наследия. Если все будет сделано как следует, то через некоторое время в области появится еще один туристический объект общемирового значения. А деньги от туризма через некоторое время окупят расходы на реставрацию.

В ДВУХ ШАГАХ ОТ РАЗРУШЕНИЯ

О том, что Борисоглебская Коложская церковь, построенная в 80-е годы XII века, — вершина достижений самобытной Гродненской архитектурной школы, единственный сохранившийся (хоть приблизительно наполовину) в неизменном виде памятник архитектуры XII века на территории Беларуси, — находится в двух шагах от окончательного разрушения, стало достоверно известно в 1987—1992 годах.

Две серьезные попытки реставрации (в 1889—1911 и 1934−1939 годах) оборвали мировые войны, а храм в советское время был изъят из собственности церкви. Он простоял пустым до передачи после войны в ведение областного исторического музея (сейчас Государственный историко-археологический музей). Церковь стояла в запустении, а в ней была развернута почти непосещаемая экспозиция по научному атеизму, где висели антирелигиозные плакаты низкого пошиба с рифмой в подписях «поп» и «клоп»…
Коложская церковь. 1920-е гг.
Но нельзя свысока относиться к прошлому. Именно работники этого музея в конце 40-х годов XX века помогли экспедиции археологов АН СССР на раскопках возле Старого замка в Гродно (и по Коложе) уникальными материалами из фондов и библиотеки музея, оставшись при этом, как обычно бывает с музейщиками, «за кадром».

ЗАЖГЛИ МАЯЧОК

Затем, в 1979 году, Коложскую церковь передали в ведение тогда Республиканского музея атеизма и истории религии (сейчас Государственного музея истории религии). Его коллектив выступил инициатором исследований состояния храма, которые проводились минскими специалистами в 1979 году (тогда же и был установлен самый ранний «маячок» на трещине восточного фасада).

В 80-е годы производились археологические и искусствоведческие исследования под общим руководством О. А. Трусова. В этот период была снята штукатурка с внутренней части северной стены и колонн, обнаружены остатки фресок и проведена консервация плинфы (в этой работе принимал участие и автор этих строк, тогда работник музея). Тогда же были поставлены новые «маячки» в проблемных местах.

С 1991 года усугубились оползневые процессы в толще берега, возможно, имела место и просадка карстовой полости. В 1993—1995 годах была предпринята первая попытка укрепить берег, в которой принимали участие французские специалисты. Работа эта, к сожалению, прекратилась на начальном этапе. В 2000—2005 годах укрепили склон, что дало возможность приступить к проектированию реставрационных работ.

Таким образом, архитектурная концепция разрабатывалась с начала 90-х годов. В 1992-м был проведен открытый республиканский конкурс, который выиграл талантливый архитектор из Минска Геннадий Лаврецкий с предложением восстановить Коложу такой, какой она была в XII веке. Он и стал научным руководителем объекта. Наиболее сильным его оппонентом являлся минский архитектор Вадим Глинник, который предлагал восстановить храм в облике до катастрофы 1853 года.
Но нельзя свысока относиться к прошлому. Именно работники этого музея в конце 40-х годов XX века помогли экспедиции археологов АН СССР на раскопках возле Старого замка в Гродно (и по Коложе) уникальными материалами из фондов и библиотеки музея, оставшись при этом, как обычно бывает с музейщиками, «за кадром».

ЗАЖГЛИ МАЯЧОК

Затем, в 1979 году, Коложскую церковь передали в ведение тогда Республиканского музея атеизма и истории религии (сейчас Государственного музея истории религии). Его коллектив выступил инициатором исследований состояния храма, которые проводились минскими специалистами в 1979 году (тогда же и был установлен самый ранний «маячок» на трещине восточного фасада).

В 80-е годы производились археологические и искусствоведческие исследования под общим руководством О. А. Трусова. В этот период была снята штукатурка с внутренней части северной стены и колонн, обнаружены остатки фресок и проведена консервация плинфы (в этой работе принимал участие и автор этих строк, тогда работник музея). Тогда же были поставлены новые «маячки» в проблемных местах.

С 1991 года усугубились оползневые процессы в толще берега, возможно, имела место и просадка карстовой полости. В 1993—1995 годах была предпринята первая попытка укрепить берег, в которой принимали участие французские специалисты. Работа эта, к сожалению, прекратилась на начальном этапе. В 2000—2005 годах укрепили склон, что дало возможность приступить к проектированию реставрационных работ.

Таким образом, архитектурная концепция разрабатывалась с начала 90-х годов. В 1992-м был проведен открытый республиканский конкурс, который выиграл талантливый архитектор из Минска Геннадий Лаврецкий с предложением восстановить Коложу такой, какой она была в XII веке. Он и стал научным руководителем объекта. Наиболее сильным его оппонентом являлся минский архитектор Вадим Глинник, который предлагал восстановить храм в облике до катастрофы 1853 года.
ПОЧЕМУ ОРИЕНТИР — XIX ВЕК

В 1992 году мне удалось разыскать в Санкт-Петербургском архиве обмерные чертежи западной и южной стен Коложи, сделанные за год до обрушения. Появились первые достоверно научные изображения утраченных стен. Дважды, в 1992 и 1995 годах, обсуждали проблему реставрации Коложи с крупнейшим в мире специалистом по древнерусской архитектуре А. И. Комечом, который отверг возможность реставрации Коложской церкви «под XII век». Здесь надо отметить, что авторитет А. И. Комеча настолько высок, что позволяет ему успешно «воевать» по вопросам реставрации даже с московским мэром Юрием Лужковым.

Концепция научного руководителя Геннадия Лаврецкого претерпела радикальные изменения. Он убедился, что реставрация храма «под XII век» — ненаучное и порочное с точки зрения сохранности Коложи решение, и предложил восстанавливать храм на состояние 1852 года, то есть согласился с идеей В. Глинника.
ПОЧЕМУ ОРИЕНТИР — XIX ВЕК

В 1992 году мне удалось разыскать в Санкт-Петербургском архиве обмерные чертежи западной и южной стен Коложи, сделанные за год до обрушения. Появились первые достоверно научные изображения утраченных стен. Дважды, в 1992 и 1995 годах, обсуждали проблему реставрации Коложи с крупнейшим в мире специалистом по древнерусской архитектуре А. И. Комечом, который отверг возможность реставрации Коложской церкви «под XII век». Здесь надо отметить, что авторитет А. И. Комеча настолько высок, что позволяет ему успешно «воевать» по вопросам реставрации даже с московским мэром Юрием Лужковым.

Концепция научного руководителя Геннадия Лаврецкого претерпела радикальные изменения. Он убедился, что реставрация храма «под XII век» — ненаучное и порочное с точки зрения сохранности Коложи решение, и предложил восстанавливать храм на состояние 1852 года, то есть согласился с идеей В. Глинника.
Один из обмерных рисунков Коложской церкви 1852 г.
Почему же был окончательно похоронен замысел сохранения облика Коложи XII века? Главная причина такова. В Пскове и Новгороде храмы этого периода восстановлены после войны «с головы до пят», и это было возможно потому, что там эта «голова» сохранилась. Верхняя часть Коложской церкви, скорее всего, была утрачена к началу XIV века. «Родные» стены XII века сохранились только на две трети высоты. Об одной трети, о системе перекрытий и куполе мы ничего не знаем точно. Есть почти десяток теоретических реконструкций Коложи, созданных с начала XX века.

Мешают и чисто технические проблемы. «Родные» стены XII века и остатки столбов просто не выдержат давления перекрытий и купола, их надо разгружать, что очень сложно, да и производство подорожает на порядок.

Восстановленная южная стена, конечно, выдержит давление перекрытий. Но она нависает над укрепленным откосом, что до проведения соответствующих технических изысканий ставит под сомнение проект и в этой части. До проведения георадарных исследований грунта под храмом и вокруг, которые начнутся в ближайшее время, мы вообще очень смутно представляем геологическую обстановку под ним. При этом о наличии карстовых процессов в толще берега стало известно совершенно точно с 2002 года, когда в одну из скважин для сваи верхнего пояса было закачано раствора в несколько раз больше нормы. Здесь следует отметить важный момент: принятая концепция позволит в любой момент, как только появятся новые достоверные научные данные, технически просто вернуться к реставрации храма на любой более ранний период его существования.

ЦЕРКОВЬ И МУЛЯЖ

Когда в Минске бурно обсуждался вопрос возможного компромисса между интересами верующих прихода и туристов, было предложено в 200−300 метрах на север от храма построить новую церковь — точную копию Коложи XII века. Небольшой объем здания, применение новых технологий и материалов позволили бы снизить стоимость строительства до уровня хорошего коттеджа. Такой действующий муляж Коложи был бы привлекателен и для туристов. Рядом с ним можно было бы построить колокольню, другие необходимые верующим сооружения.
Почему же был окончательно похоронен замысел сохранения облика Коложи XII века? Главная причина такова. В Пскове и Новгороде храмы этого периода восстановлены после войны «с головы до пят», и это было возможно потому, что там эта «голова» сохранилась. Верхняя часть Коложской церкви, скорее всего, была утрачена к началу XIV века. «Родные» стены XII века сохранились только на две трети высоты. Об одной трети, о системе перекрытий и куполе мы ничего не знаем точно. Есть почти десяток теоретических реконструкций Коложи, созданных с начала XX века.

Мешают и чисто технические проблемы. «Родные» стены XII века и остатки столбов просто не выдержат давления перекрытий и купола, их надо разгружать, что очень сложно, да и производство подорожает на порядок.

Восстановленная южная стена, конечно, выдержит давление перекрытий. Но она нависает над укрепленным откосом, что до проведения соответствующих технических изысканий ставит под сомнение проект и в этой части. До проведения георадарных исследований грунта под храмом и вокруг, которые начнутся в ближайшее время, мы вообще очень смутно представляем геологическую обстановку под ним. При этом о наличии карстовых процессов в толще берега стало известно совершенно точно с 2002 года, когда в одну из скважин для сваи верхнего пояса было закачано раствора в несколько раз больше нормы. Здесь следует отметить важный момент: принятая концепция позволит в любой момент, как только появятся новые достоверные научные данные, технически просто вернуться к реставрации храма на любой более ранний период его существования.

ЦЕРКОВЬ И МУЛЯЖ

Когда в Минске бурно обсуждался вопрос возможного компромисса между интересами верующих прихода и туристов, было предложено в 200−300 метрах на север от храма построить новую церковь — точную копию Коложи XII века. Небольшой объем здания, применение новых технологий и материалов позволили бы снизить стоимость строительства до уровня хорошего коттеджа. Такой действующий муляж Коложи был бы привлекателен и для туристов. Рядом с ним можно было бы построить колокольню, другие необходимые верующим сооружения.
Борисо-Глебская (Коложская) церковь в наши дни
На мой взгляд, следует пойти еще дальше. Я только могу просить православную интеллигенцию Гродно, верующих, всех, кто любит наш город, объединиться и обратиться к церковным властям — с просьбой восстановить самый древний на западе Беларуси православный Борисоглебский монастырь, к властям области и города — с просьбой выделить для этого соответствующий историческим данным по площади участок. Думаю, что такая инициатива может вылиться в доброе дело.

Игорь ТРУСОВ, историк архитектуры
/Вечерний Гродно, 08.02.2006 /
На мой взгляд, следует пойти еще дальше. Я только могу просить православную интеллигенцию Гродно, верующих, всех, кто любит наш город, объединиться и обратиться к церковным властям — с просьбой восстановить самый древний на западе Беларуси православный Борисоглебский монастырь, к властям области и города — с просьбой выделить для этого соответствующий историческим данным по площади участок. Думаю, что такая инициатива может вылиться в доброе дело.

Игорь ТРУСОВ, историк архитектуры
/Вечерний Гродно, 08.02.2006 /