Мозаика собора св. Александра Невского

В Коложском храме хранится фрагмент мозаики некогда украшавшей собор Александра Невского в Варшаве. Эскизы для её создания принадлежат авторству выдающегося русского живописца Виктора Михайловича Васнецова.
На фрагменте изображены святые Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и Нестор Летописец.
Мозаика является фрагментом композиции «О Тебе радуется...»: в её центре возвышалась фигура Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом, соединяющая собой ангельский мир с сонмом праведников земной Церкви. Лики святых Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Нестора Летописца, изображённых на сохранившемся фрагменте, располагались справа от Пречистой Девы.
Мозаика является фрагментом композиции «О Тебе радуется...»: в её центре возвышалась фигура Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом, соединяющая собой ангельский мир с сонмом праведников земной Церкви. Лики святых Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Нестора Летописца, изображённых на сохранившемся фрагменте, располагались справа от Пречистой Девы.
Небольшой осколок этой монументальной иконографической композиции — то немногое, что сохранилось после разрушения Александро-Невского собора в 1924 — 1926 годах, хранившего около десяти тысяч представляющих огромную художественную ценность произведений и предметов, выполненных лучшими русскими мастерами того времени.
Небольшой осколок этой монументальной иконографической композиции — то немногое, что сохранилось после разрушения Александро-Невского собора в 1924 — 1926 годах, хранившего около десяти тысяч представляющих огромную художественную ценность произведений и предметов, выполненных лучшими русскими мастерами того времени.
ИСТОРИЯ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО СОБОРА В ВАРШАВЕ
Алекса́ндро-Не́вский собо́р — одно из величайших произведений церковного зодчества. Он достигал в высоту 70 м и вмещал 2 500 человек. Храм был самым высоким зданием в Варшаве, и вторым по величине православным храмом после Собора Святой Софии в Константинополе.

На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России.

Особым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде. Их было шестнадцать. А всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня.
Икона праведной Анны на горе Афон
Фото Александро-Невского собора 1910-х годов
ИСТОРИЯ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО СОБОРА В ВАРШАВЕ
Алекса́ндро-Не́вский собо́р — одно из величайших произведений церковного зодчества. Он достигал в высоту 70 м и вмещал 2 500 человек. Храм был самым высоким зданием в Варшаве, и вторым по величине православным храмом после Собора Святой Софии в Константинополе.

На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России.

Особым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде. Их было шестнадцать. А всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня.
Икона праведной Анны на горе Афон
Фото Александро-Невского собора 1910-х годов
Внутреннее убранство собора. На фото: католическая месса. 1916 год
Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В.М. Васнецову. К слову, Виктор Михайлович, был весьма религиозным человеком. Он родился в семье священника, окончил духовную семинарию. Значительная часть его творчества — фрески и мозаики на церковную тему. Хотя большинство знает этого художника по его работа на темы русских сказок и былин: «Иван-Царевич на Сером Волке», «Алёнушка», «Богатыри».

Начавшаяся Первая мировая война привела к эвакуации в 1915 г. русской администрации и православного духовенства из Варшавы Александро-Невский православный собор был оккупационными власями превращен в гарнизонный католический костел св. Генриха.

В конце 1918 г. Польша стала независимым государством, и уже через три месяца варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе большинства православных церквей.

Местное общество таким решением было взволновано, многие граждане выступали за сохранение собора и превращение его в музей, архив или гарнизонный костел. Сторонники разрушения объявляли собор «малоценным», к тому же занимавшим слишком большую площадь в Варшаве.

Времени на разрушение потребовалось немало. По сообщениям польской печати, число «малых взрывов», произведенных специально созданными бригадами, составило 15 000. В июле 1926 года храм Святого Благоверного князя Александра Невского вместе с колокольней был окончательно уничтожен, и примерно в те же дни в Москве скоропостижно скончался в своей мастерской великий живописец Виктор Васнецов.

После разрушения из всех шедевров русских мастеров уцелели лишь небольшой фрагмент композиции «О Тебе радуется, Благодатная» вместе с мозаичным полотном художника Николая Кошелева «Спас со строителем» (Леонтий Бенуа держит модель собора). Благодаря усилиям православных подвижников в 1924–1926 годы эти реликвии были перевезены в Барановичи, в построенный там в 1931 году храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Некоторые орнаменты после длительного хранения в Национальном музее Варшавы оказались в православном храме Марии Магдалины (в местной Праге). Колонны из яшмы отправили в усыпальницу маршала Пилсудского. Мраморные фрагменты были использованы и в других местах, включая костелы.
Икона праведной Анны на горе Афон
Виктор Васнецов. Автопортрет
Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В.М. Васнецову. К слову, Виктор Михайлович, был весьма религиозным человеком. Он родился в семье священника, окончил духовную семинарию. Значительная часть его творчества — фрески и мозаики на церковную тему. Хотя большинство знает этого художника по его работа на темы русских сказок и былин: «Иван-Царевич на Сером Волке», «Алёнушка», «Богатыри».

Начавшаяся Первая мировая война привела к эвакуации в 1915 г. русской администрации и православного духовенства из Варшавы Александро-Невский православный собор был оккупационными власями превращен в гарнизонный католический костел св. Генриха.

В конце 1918 г. Польша стала независимым государством, и уже через три месяца варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе большинства православных церквей.

Местное общество таким решением было взволновано, многие граждане выступали за сохранение собора и превращение его в музей, архив или гарнизонный костел. Сторонники разрушения объявляли собор «малоценным», к тому же занимавшим слишком большую площадь в Варшаве.

Времени на разрушение потребовалось немало. По сообщениям польской печати, число «малых взрывов», произведенных специально созданными бригадами, составило 15 000. В июле 1926 года храм Святого Благоверного князя Александра Невского вместе с колокольней был окончательно уничтожен, и примерно в те же дни в Москве скоропостижно скончался в своей мастерской великий живописец Виктор Васнецов.

После разрушения из всех шедевров русских мастеров уцелели лишь небольшой фрагмент композиции «О Тебе радуется, Благодатная» вместе с мозаичным полотном художника Николая Кошелева «Спас со строителем» (Леонтий Бенуа держит модель собора). Благодаря усилиям православных подвижников в 1924–1926 годы эти реликвии были перевезены в Барановичи, в построенный там в 1931 году храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Некоторые орнаменты после длительного хранения в Национальном музее Варшавы оказались в православном храме Марии Магдалины (в местной Праге). Колонны из яшмы отправили в усыпальницу маршала Пилсудского. Мраморные фрагменты были использованы и в других местах, включая костелы.
Икона праведной Анны на горе Афон
Виктор Васнецов. Автопортрет
Мозаика «Собор Архистратига Михаила» на северном фронтоне храма в Барановичах.

© Sputnik / Виктор Толочко /
Мозаика, хранящаяся в Коложе, была передана храму в 2016 году благодаря усердию Тадеуша Зеленского.
Мозаика, хранящаяся в Коложе, была передана храму в 2016 году благодаря усердию Тадеуша Зеленского.